Сектор грузовых авиаперевозок только что начал выходить из самого худшего года  за десятилетие для всех перевозок из-за практически остановки мировой торговли. Так показатель грузовых тонно-километров (FTK) в 2019 году, в момент пика пандемии Covid-19, снизился на рекордные 3,3%.

Основные показатели и динамика падения отрасли авиаперевозок

Согласно данным IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), в марте спрос на авиауслуги начал стремительно падать, и в апреле этот показатель составил 28%, а затем несколько восстановился июле до 13,5%.

Согласно данным IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), в марте спрос на авиауслуги начал стремительно падать, и в апреле этот показатель составил 28%, а затем несколько восстановился июле до 13,5%.

Тем не менее, парк находящихся в строю основных палубных грузовых судов с начала кризиса фактически увеличился на 65 самолетов, а их загрузка возросла.

Это в значительной степени связано с нехваткой пропускной способности, поскольку пропускная способность пассажирского (в основном широкофюзеляжного) грузового отсека уменьшилась в среднем на 70% в месяц в апреле-июле по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Поскольку половина пропускной способности приходилось на грузовые отсеки пассажирских судов,  отрасль грузовых авиационных перевозок столкнулась с серьезной нехваткой грузовых самолетов.

Что было предпринято в международной авиадоставке

Борьба за скорейшее перемещение средств индивидуальной защиты (СИЗ), включая маски, перчатки и халаты, по всему миру, особенно с заводов Китая и Азии в Европу и Америку, привела к использованию сотен пассажирских самолетов в качестве грузовых или так называемых «preighters».

Авиационный груз на такие самолеты загружался не только в грузовые отсеки, но и на пассажирские сиденья, а в некоторых случаях занимал весь пассажирский салон после демонтажа всех сидений.

Грузоподъемность более 70 тонн была зафиксирована на самолетах Boeing 777, а Airbus A340 без сидений смог перевозить до 50 тонн. Некоторые такие операторы, как European Aviation с самолетами A340-600, планируют использовать preighters и в 2021 году, а, возможно, и постоянно в будущем.

Авиадоставка такого груза проходила сверх регулярных поставок скоропортящихся товаров, фармацевтики, полупроводников и автозапчастей, хотя и на некоторые из них повлияли остановки заводов. Одновременно, быстрая доставка грузов самолетами значительно возросла за счет увеличения по всему миру онлайн-покупок.

Доходность грузов заметно увеличилась, поскольку спрос превысил предложение и обеспечил долгожданный финансовый подъем для некоторых перевозчиков. Например, Deutsche Post DHL сообщила о 57% -ном росте выручки от авиаперевозок во втором квартале. Выручка же некоторых ведущих мировых пассажирских авиакомпаний во втором квартале была получена только от грузовых авиаперевозок

Какое влияние окажет спад на авиаперевозки

По мере того, как цепочки поставок стабилизировались, грузоотправители смогли использовать более дешевые транспортные и железнодорожные варианты для перевозки некоторых СИЗ, поэтому всплеск спроса на перевозки авиатранспортом начал проходить.

На вопрос о том, какое влияние спад окажет на грузовые авиаперевозки в ближайшие несколько лет можно сказать следующее.

В условиях глобальной рецессии рынок грузовых авиаперевозок в краткосрочной перспективе ожидает неопределенное будущее. IATA прогнозирует увеличение показателя FTK на 25% в 2021 году, но останется много неопределенностей и рисков.

Если посмотреть на то, как в этом году развивался флот грузовых реактивных самолетов с палубным грузовым отсеком, то в феврале и марте можно было заметить небольшое сокращение парка находящихся в эксплуатации таких типов самолетов, но затем число их  увеличивалось каждый месяц: к концу августа в эксплуатации находилось 45 дополнительных самолетов по сравнению с концом января. Это резко контрастирует с парком пассажирских самолетов.

По аналитическим материалам — Cirium Fleets Analyzer.

Вы всегда можете получить консультацию
наших специалистов
или

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ